В лесах Московской области пошли грибы. И пока для добровольцев-поисковиков это катастрофа (100 заявок на пропавших в лесу только за 17 июля), для большинства людей эта проблема просто не существует. Они идут в лес в камуфляже, без телефона, без воды, “на пять минут”. Отпускают в лес без телефона пожилых родственников. И я даже могу это понять — людям нравится думать, что уж с ними-то ничего плохого не случится. Их отец не заблудится в лесу, не пропадет из больницы, их ребенок не пропадет на пляже в двух метрах от воды (он же умеет плавать!), а коллега с прошлой работы не пропадет однажды без вести в самом центре российской столицы. Я могу это понять, но вспомнила тут одну историю.
2018 год, лето, грибной сезон. Стандартная история: бабушка, 82 года, живет в Москве, пропала на даче в Московской области. Ушла в лес за грибами. Из плюсов — относительно неплохая погода, из минусов — второй день с пропажи, астма и не до конца понятные вводные — на дачном участке была обнаружена корзина, полная грибов. Она пошла снова в лес? Если да, то в какой — свой любимый или подальше? Или поехала домой и не доехала? Если не доехала, то на каком отрезке? Первый раз я говорю с ее дочерью до старта поиска — она уверенным и немного напористым голосом спрашивает, скоро ли приедет координатор, потому что они выдвигаются на место. Я могу понять эту напористость — в начале поиска кажется, что если что-то хорошенько потребовать — все закончится хорошо. Мы приезжаем к ночи, ищем, не находим. Наступает утро — утро третьего дня с пропажи.
Днем мне снова звонит дочь бабушки — совсем другим, изменившимся, надломленным голосом благодарит нас за приезд — увидела машины наших поисковиков около СНТ. По ее изменившемуся голосу я понимаю, что к третьему дню она поняла то же, что хорошо знаю я — мы можем ее не найти. Нет, мы будем искать, там ходят поисковики, приедет квадрокоптер, но иногда мы все-таки не находим. Да, есть вводные, есть методики, есть статистика — но ты никогда не знаешь точно: а вдруг не найдем? Вдруг она навсегда останется где-то в этом лесу, который расчерчен квадратами у нас на карте, но от того не становится менее загадочным. Вдруг не найдем? И пройдет лето, и зима, и может быть весной… а может и нет.
Ее нашли. Живую, здоровую, с ингалятором в кармане. 82-летняя бабушка на третий день в лесу выходила на своих ногах.
Но мы иногда не находим. И очень хочется не пополнять эту статистику. Следуйте рекомендациям.